Форум » НАУКА вождения » Ездить лучше » Ответить

Ездить лучше

Advokat Sergey: Для тех, кто хочет ездить лучше Предисловие от редакции. Навыки управления мотоциклом приходят со временем. Когда попадаются хорошие советы или опытные учителя, то процесс освоения этих навыков ускоряется. Самое сложное, это избавится от страхов и ошибок, вызванных незнанием. С этой точки зрения, эта статья будет полезна многим. Авиатор поделился с нами своим взглядом на технику прохождения поворотов, взяв к качестве консультантов известных авторов. Однако, мы хотим обратить внимание, что в мире существуют две школы управления мотоциклом в повороте (руления). Первая из них, которую можно назвать старой школой, основывается на управлении мотоциклом телом, с последующим доворотом руля. Вторая, столь модная сегодня и называемая контр руление, упоминаемая в этой статье, предполагает использование поворот руля для начала поворота. И та, и другая имеет своих приверженцев. Если вы не увидели знакомой методики, то это не значит, что вы ездите неправильно, просто старая школа здесь не описана. Другие вопросы, рассматриваемые в этой статье, будут весьма интересны и полезны многим райдерам, вне зависимости от техники руления. [more]Здравствуйте. Решил я написать эту статью, после того как понял, что есть люди, «живущие в другом мире», иные другим людям, непонятные для них.Прочитав лучших мастеров, специализирующихся в области передвижения на мотоцикле, мне стало интересно, а если все это превратить в реальность. Собственно такие столпы современного обучения как Ли Паркс, Кейт Код и Ник Йеныч, достойны быть прочтенными. Вот такой со мной, как-то в сумерках, на дороге возник казусный случай. Скорость подходила к той отметке, когда я не успевал отследить, что же происходит впереди. Колеса отчаянно пытались схватиться за дорогу, но их болтало из стороны в сторону на асфальте. И мотоцикл, того и гляди, уйдет с дороги, так его швыряло. Я вцепился в руль изо всех сил, какие есть, а мои глаза остекленели, они увидели поворот. Тут бы, наверное, я должен был начать повествование о том, как это захватывающе вот так уйти с дороги, но произошло то, что я до сих пор не могу понять и объяснить.Время остановилось, пространство вокруг исчезло, осталось только тело, не хотевшее ничего делать. Вой ветра и мотоцикла сменился спокойной домашней обстановкой и легким потрескиванием огня в камине. Я сидел в непринужденной позе в библиотеке и попивал чаек. За столом нас было четверо. И мы со стороны наблюдали за, застывшим, мотоциклистом, входящим в поворот. Сцепление с дорогой Не принимали они различия племен, не понимали границ, никому не причиняли вреда. Е. Власова - Обратите внимание коллеги - сказал тот, что сидел от меня по правую руку, назовем его Кертисом - этот парень пытается выжить, а не наслаждаться превосходством, он лишился основного своего преимущества, а именно прогнозирования сцепления колес с дорогой. Его так болтает, что он того и гляди упадет. И он так этого испугался, что вцепился со всей силы в руль. Это как раз и есть одно из проявлений инстинкта самосохранения. Он просто не может расслабить руки, потому что ему кажется, что он тут же грохнется. - Я с вами согласен, Кертис, - отозвался мужчина сидевший напротив меня, со всплывшим у меня в голове именем Лин - что действительно, все управление мотоциклом заключается, в том, что б колеса плотно держались за дорогу и не скользили. Заметим, что у этого парня неплохо настроены подвески, колеса отслеживают дорогу. Но, к сожалению, он не обратил внимания, что уже вечер и асфальт остыл, колеса недостаточно прогреты и имеют меньшее сцепление с покрытием. Вот он и не понимает, почему сейчас ему так страшно, а аппарат совершенно не послушен. - А вы заметили, как он уже пытается тормозить передним тормозом, – сказал третий (его я как раз узнал - это был известный и очень неплохой гонщик Нед) – настолько агрессивно вжав рычаг переднего тормоза, что мотоцикл резко присел на передок и колесо не успевает справиться с возросшими нагрузками и срывается в юз. - Именно это я и имел в виду – ввернул Кертис – когда говорил, что он потерял возможность прогнозирования сцепления с дорогой. Взгляд. И узнать их было можно всегда - по летящему, нездешнему взгляду, словно видели они то, что было там, за Гранью... Е. Власова Но я ничего с этим не могу поделать. Подходя к тому повороту, я вижу, что он крут и что моя скорость высока. - Дело все в том, - сказал Кертис – что в основе срабатывания инстинкта самосохранения лежит дефицит пространства, а ваш взгляд фиксируется. И, конечно же, вы обнаруживаете себя полностью парализованным для каких-либо осознанных действий, вы видите только край дороги, а дальше лес. И ваша психика за вас принимает решения. Надо расширить угол зрения. Глядя в точку, попытайтесь переместить ваше внимание на другие объекты – именно внимание, а не глаза. Тогда вы сможете избавиться от «туннельного» эффекта. То есть вы сможете регистрировать окружающие вас события. Ваше внимание зафиксировалось на одном объекте это одно из проявлений инстинкта самосохранения. Если вы будете знать и понимать это, то ваш мозг сможет контролировать ширину зрения. - Добавлю к сказанному Кертисом, важно понимать разницу между скоростью и восприятием скорости. Посмотрите во время движения на землю прямо перед собой, и вам покажется, что вы несетесь со страшной скоростью. Потом посмотрите на деревья вдали, и вам покажется, что вы вообще стоите на месте. При этом ваша реальная скорость не меняется. И потом, - сказал Лин - Чем дальше вы видите дорогу в повороте, тем раньше увидите опасность, или наоборот, поймете, что пришло время открыть газ. Это снизит ощущение скорости, вы будете меньше бояться и грамотнее войдете в поворот. Так уж мы устроены, что едем туда, куда смотрим. - Вообще-то нет ничего страшного в фиксации взгляда, - заметил Нед - только фиксировать его надо на том, что нужно. Вы должны научиться смотреть туда, куда хотите ехать. Ищите возможность для объезда. Ищите чистый путь. Учитесь смотреть в сторону спасения, а не в сторону опасности. И чаще шевелите глазами. Фиксируйте их на разных предметах. Старайтесь сканировать всю дорогу. Просто смотреть вдаль нельзя, вы можете пропустить какую-нибудь неровность, особенно на незнакомой дороге. Поэтому перемещайте взгляд от самого вашего переднего колеса и до горизонта. - Таким образом – подытожил Лин – Можно придти к выводу, что существует два способа смотреть. Первый способ это смотреть как в свете фары ночью, вы ограничены лучом света. И второй это смотреть как днем, когда вам больше видно, потому что все освещено и нет пределов светового луча. Используя свет дня, вы снижаете ощущение скорости и можете видеть больше потенциальных проблем и путей их решения. Конечно, придется определить точку входа в поворот. Для этого нужно быстро переключиться на луч фары, а потом опять вернуться к свету дня. Многоуважаемый Кертис называет этот прием "два шага". Два этапа КТ (контрольных точек) поворота: 1. Вы намечаете точку поворота как можно раньше, во время торможения, перед ним, это не важно. 2. Перед точкой поворота вы переносите взгляд внутрь поворота, что бы понять, куда нужно направлять мотоцикл. Посадка. И волей его была та битва лишь в нем, и понял его враг, что не побежден, но проиграл. Ведь между ним и Миром, куда он стремился, встала и ничтожная, и неодолимая преграда – Воля Человека. Е. Власова Да, я сумел увидеть, что есть не только край дороги и лес, но много всего. Я смог оценить свою скорость. Но что мне это дает, я все равно не могу справиться с мотоциклом, а чего уж говорить про этот поворот. - Молодой человек, в этом-то и суть вопроса, – сказал Лин – вы являетесь ни чем иным как слабым звеном в цепи мотоцикл-человек. Я вам приведу пример, а вы уже посмотрите, что думать: Во время очередной гонки я несся сквозь тьму со скоростью, которая казалась мне просто огромной. Тогда я был уверен, что никто на земле не сможет ехать так быстро. Но меня обогнал по внешнему радиусу гонщик и ушел в точку. Прежде, чем я заехал в боксы, этот берсерк обогнал меня еще раз. А ведь его мотоцикл был изначально медленнее моего, и наверняка был хуже подготовлен. До той гонки я был уверен, что мощность и настройки выигрывают гонки. Тогда тот гонщик доказал мне обратное. - Но что же я делал не правильно? - Вы слишком зажаты, - вмешался Кертис - Простой совет – расслабьтесь. Но выполнить это невозможно. Если бы существовал, какой-нибудь способ обмануть инстинкт самосохранения, который в данном случае проявился в том, что вы сжали руль, я бы вам, молодой человек, сказал. Единственный способ - использовать понимание: Переднее колесо при движении все время рыскает из стороны в сторону, связано это с неровностями дороги работой резины и передней подвески. Но передняя часть мотоцикла рассчитана так, что б все время возвращаться в исходное положение, таким образом, он самокорректируется. И если Вы с силой сжали руль, то вы мешаете после очередной кочки вернуться колесу в исходное положение. А поверьте, вы не настолько сильны, что б удержать руль ровно. Так плюс ко всему, через ваши руки и тело начинают передаваться все неровности на раму мотоцикла, тем самым, дестабилизируя шасси в целом. И мотоцикл начинает раскачиваться еще сильнее. И вы буквально повисаете на руле. Расслабившись, вы перестанете мешать мотоциклу самокорректироваться, а значит, сумеете справиться с рысканьем мотоцикла. Но вам необходимо все же и управлять мотоциклом. Однако, когда напрягаешь руки, мотоцикл становится неустойчив. Вот тут-то и вступает в силу правило: что бы крепко держать, нужно держаться за что-то. Старайтесь держаться при помощи ног и проблема исчезнет. - Есть и еще одна сторона правильной посадки, – отозвался Нед - это ловкость в работе с газом, передним тормозом и сцеплением. Попробуйте что-нибудь напечатать на клавиатуре, одновременно отжимаясь от пола, и вы поймете, что точные действия невозможны без расслабленной позы за рулем. Газ и тормоза. Тяжело было Страннику. Ведь он был человеком. И знал, что не бесконечны его силы, и не бессрочна жизнь его. Е. Власова - Хм довольно забавная получается ситуация осознания ошибок, и мне удалось расслабиться, я смог посмотреть шире, но все же это еще не все… Надо снижать скорость. - Именно, – услышал меня Нед – не будем питать иллюзий – любой придурок умеет ускоряться по максимуму. Это они оставляют черные полосы на асфальте, начинающиеся прямо перед поворотом и упирающиеся в отбойник или дерево на обочине. Гораздо труднее освоить приемы, в которых точная работа газом и тормозом является ключевым моментом. - Самое важное устройство мотоцикла – это ручка газа, – подтвердил Лин – она влияет на все параметры движущегося мотоцикла – тягу, сцепление с дорогой, подвески, развесовку, руление, стабильность и конечно скорость. Правильная работа газом – главное отличие между хорошим и великим гонщиком. - И это факт, – подтвердил Кертис – Резкий газ делает заднюю подвеску дубовой. Колесо перестает отслеживать дорогу, что ухудшает сцепление с дорогой в повороте. Идеальная развесовка, когда работает подвеска, это 40 процентов веса на переднее колесо и 60 на заднее. Задача водителя держать эту развесовку виртуозным владением газа. Если же не нагрузить заднее колесо и открутить газ, то колесо просто сорвется в пробуксовку, что не желательно. - Но тормоза имеют так же очень большое значение, – продолжил Нед – тормозить надо так же как и открывать газ: сначала несильно, чтобы переместить вес вперед, для сжатия передней вилки и загрузки передней шины. После этого можно тормозить решительнее. - Правильно, – вмешался Лин. – Торможение – один из самых спорных моментов в управлении мотоциклом. Торможение обоими тормозами стабилизирует мотоцикл и предотвращает слишком резкую загрузку переднего колеса. Торможение начинается одновременно со сбросом газа. Благодаря этому подвеска остается в максимально эффективном диапазоне и способна отрабатывать неровности дороги при входе в поворот. Начинающие мотоциклисты стараются оттормозиться до входа в поворот. Это хороший навык, однако существуют ситуации, когда желательно и даже обязательно снижение скорости в повороте, как правило, на неизвестной дороге. Есть два способа уменьшить радиус траектории в повороте – закрыть газ или нажать на задний тормоз. Дело в том, что если закрыть газ, то переднее колесо загрузится. Но поскольку в повороте оно и так уже идет на пределе сцепных свойств, то может соскользнуть под дополнительной нагрузкой, что приведет к падению. Поэтому гонщики держат ровный газ и чуть-чуть прижимают задний тормоз. Задний тормоз замедляет разжатие задней подвески, так уж устроена подвеска мотоциклов, что в свою очередь не позволит быстро перебросить вес на переднее колесо, но скорость уже упадет и соответственно уменьшится радиус траектории поворота. Но помните, я говорю не про торможение в повороте, а про подбор скорости. Торможение же в повороте приводит к распрямлению траектории. - Чуть уточнюсь, коллеги, – добавил Лин. – Если угол наклона мотоцикла равен нулю, то все 100 единиц сцепления резины с дорогой идут на тягу. Но как только мотоцикл наклонится в повороте, часть единиц сцепления придется отдать на сопротивление центробежной силе. В начале поворота, таких единиц будет немного, но по мере роста угла наклона их количество будет возрастать. Поэтому вам придется постепенно отпускать рычаг тормоза, чтобы отдать единицы, расходуемые на торможение. Этот прием называется trail-braking. Если же не отпускать рычаг, то количество запрашиваемых единиц станет слишком большим, и шина соскользнет. - Но как правильно использовать тормоза, спросите вы, – не смог не отреагировать Нед. - Легкое касание педали является хорошим способом погасить скорость перед поворотом и прямо-таки отличным способом регулировать скорость непосредственно в повороте. Почему? Да потому, что применение заднего тормоза не так резко загружает нос мотоцикла, как применение переднего. Конечно, нос загрузится, но это произойдет гораздо безопаснее. Я полностью согласен со сказанным Лином. Задний тормоз помогает поворачивать. Лично я считаю это самой важной его функцией. - А теперь вернемся к газу – сказал, попивая чай Лин. - Скорость выхода из поворота, прежде всего, зависит от угла наклона мотоцикла. Чем больше угол, тем меньше можно открывать газ. Если вам трудно начать добавлять газ в повороте пораньше, значит, скорость входа была слишком большой. - Правильное управление газом вызывают наименьшую силу из всех, которые действуют на мотоцикл в повороте и таким образом мотоцикл становится более стабильным, - заявил уверенно Кертис. – Так ко всему прочему пока человек не видит конца поворота, он физически не может прибавить газ. Это также является срабатыванием инстинкта самосохранения. А мы знаем, что именно газ стабилизирует мотоцикл в повороте. - Уважаемый Кертис, хотел бы немного уточниться с такими понятиями как «ровный газ» и «открытый газ», – вмешался Лин. - Цель «ровного газа» не ускорение, а стабилизация мотоцикла в повороте. Ровный газ стабилизирует угол наклона, немного разгружает переднюю шину, слегка загружает заднюю и дает водителю восхитительное чувство устойчивости. Собственно это и есть то самое, что вы говорили про 60 процентов назад и 40 вперед. И в свою очередь ровный газ переходит к открытому газу, как только мотоцикл все больше и больше подымается из поворота. - И помните молодой человек, что более лучший контроль сил при езде на мотоцикле повышает порог срабатывания инстинкта самосохранения, – заключил Кертис. Поворот. Как всегда, странен был ответ хранителя, и как всегда не захотел он пояснить его.- Весы Судьбы неподвижны, что вам нужно еще?.. И они бездействовали, ибо знали, что если не понимаешь, то не имеешь права вмешаться. Е. Власова - Смотрите, он только сейчас увидел поворот и, похоже, что он начал тормозить. Ему удалось снизить скорость при этом плавно перераспределить вес. Но, молодой человек, возможно вы забыли, что – мотоцикл управляется не только тормозами, но и рулем, – сделал врезку Нед - можно всю жизнь думать, что мотоцикл рулится с помощью наклона, но пока не сосредоточитесь на руле – не сможете поворачивать эффективно. А, судя по повороту и высокой скорости вам просто необходимо повернуть эффективно. - Тут-то вам, молодой человек, – не удержался Кертис – и нужно понять, что же такое контрруление, потому что только оно обеспечивает высокую эффективность прохождения поворота: контр - активное противодействие, и руление – изменение направления. Получается, что контр-руление это смена направления движения противоположным образом. - Кертис, я попробую объяснить, как это работает, – перебил Лин. - Контрруление сводится к толканию от себя внутренней по отношению к повороту рукоятки руля. То есть, грубо говоря, что б поехать направо, надо рулем повернуть влево. Принцип вот в чем: автомобили не опрокидываются в поворотах, поскольку имеют вторую колею. Под действием центробежной силы центр тяжести перемещается наружу поворота, и машина опирается на внешние колеса. У мотоцикла нет второго ряда колес, поэтому при повороте руля его нужно наклонить в сторону поворота, что б компенсировать центробежную силу. Но если мотоцикл не наклонен, а вы пытаетесь повернуть руль, то возникает центробежная сила, которая заставляет мотоцикл начать опрокидываться на внешнюю сторону поворота, как и машину. Но у мотоцикла нет колес, из-за этого его начинает наклонять в противоположную сторону поворота руля. А мотоцикл уж так устроен, что тут же поворачивает переднее колесо в сторону наклона. Контрруление приводит к наклону и повороту. Чем сильнее вы давите на руль, тем быстрее мотоцикл наклоняется, чем дольше вы давите, тем больше угол наклона. Как только вы достигаете желаемого угла наклона, вы перестаете давить на руль, и мотоцикл стабилизируется на траектории, благодаря конструкции передней вилки и гироскопическому эффекту заднего колеса. - Тут есть одна заковырка, – вставил Кертис – весьма трудно просто так надавить на руль, причем быстро и сильно. К тому же, чем быстрее едет мотоцикл, тем сложнее его повернуть. В таких случаях я и говорю об опорном рулении. Опорное руление позволяет легче поворачивать, за счет того, что вы опираетесь, к примеру, на ноги. Самое главное, это то, что вы становитесь Сильнее. Потому что в процессе руления задействована нога, ваш торс и руки, а не как ранее только руки. Вы как бы отталкиваетесь от подножки. И даже если ваш мотоцикл с вынесенными вперед подножками типа круизера, вы все равно можете ногами сжать бак и толкаться от него. Будет задействовано все тело. Нужно использовать внешнюю подножку как точку опоры. Но если вам удобнее, то можно и внутреннюю – это не важно. Опираясь на подножки, ваш вес находится не на седле, а ниже, то есть, ваш центр тяжести становится ближе к центру масс, рулить становится легче. Мотоцикл поворачивается вокруг центра масс и чем больше там вес сосредоточен, тем легче ему повернуть. - Замечу, что цель руления это изменить направление движения. Задача руления – точно пройти поворот с минимально возможным для данной скорости углом наклона. А эта задача выполнима при условии, что вы очень быстро повернете мотоцикл. Чем быстрее вы поворачиваете мотоцикл, тем меньше нужен угол наклона для прохождения всего поворота, а значит, вы идете безопаснее. Вот тут-то и видно из того, что вы сказал, уважаемый Лин, чем сильнее надавить на руль, тем быстрее он повернет! - И еще добавлю, что поздний вход в поворот и быстрое руление как бы распрямляют поворот. Всякое руление дестабилизирует мотоцикл, руление – это риск, поэтому, чем меньше вы рулите, тем лучше. Есть еще одно преимущество быстрого руления – оно уменьшает время, когда мотоцикл едет в наклоне. А известно, что мотоцикл в состоянии наклона очень нестабилен. - Построение оптимальной траектории начинается с точки входа, – продолжил Лин. - Это то самое место, где вы применяете контрруление. Лучше выбрать ее самому, чем подчиниться воле обстоятельств, вроде слишком высокой скорости или недостаточной видимости в повороте. Чтобы контролировать ситуацию, нужно ее планировать. - Правильно Лин, – поддержал Кертис – выбирая и используя точку входа в поворот, вы высвобождаете свое внимание. Точка входа находится там, где вы начинаете рулить и уже перестали тормозить. И не так уж важно насколько правильно вы ее выбрали. Главное это высвобождения внимания – вы перестаете отвлекаться на вопросы, где начать тормозить, где закончить, где применить руление. У вас есть ответ на эти вопросы. Получается, что выбор точки позволяет вам бороться с проявлениями инстинкта самосохранения, а значит избежать ошибок. Поскольку вы уверены в своих действиях. Теперь вы можете отдать свое внимание на продолжение поворота. Идти как бы на шаг быстрее мотоцикла. - Если же скорость все еще высока, то можно использовать trail-breaking и гасить скорость до самого апекса (ближайшая к внутреннему краю дороги точка траектории), – сказал Нед - у хорошей траектории апекс - всегда поздний апекс, то есть находится ближе к выходу из поворота. Широкий, поздний, контролируемый вход в поворот – вот способ достижения правильного апекса. В апексе угол наклона достигает максимального значения, поэтому он определяет выход из поворота. В апексе вы должны видеть точку выхода из поворота, то есть максимально близкую к обочине точку в левом повороте, или максимально близкую к осевой в правом повороте (при отсутствии встречных машин, конечно), или же точку входа в следующий поворот. Если вы промахнетесь мимо апекса даже на метр, вам будет труднее определиться с выходом и вам придется подождать с ускорением. Торможение вплоть до апекса – хорошая привычка, она особенно полезна на незнакомых дорогах. Правильный апекс расширяет ваши возможности на выходе из поворота. Давайте рассмотрим правый поворот. Вы достигли апекса и смотрите на выход. Если вы видите, что встречная машина двумя колесами едет по вашей полосе, просто подержите газ закрытым подольше, чтобы остаться в наклоне и сделать выход более пологим. Если куча гравия навалена у обочины, добавляйте газ и уменьшайте угол наклона, чтобы выйти поближе к осевой. Если посреди дороги валяется бревно, немедленно выпрямляйтесь и интенсивно оттормаживайтесь. - Ну и последний вопрос, – закончил Лин. - Вопрос: "когда открывать газ в повороте?" имеет простой ответ: "сразу после того, как мотоцикл повернул". Но чем раньше вы это делаете, тем мягче должны действовать, потому что в этот момент задняя шина использует почти все 100 единиц сцепления для поворота. По мере того, как уменьшается угол наклона, все больше единиц становится доступными для тяги. Вот вам и ответ на вопрос, когда можно ускоряться — как только вы видите выход из поворота и можете уменьшать угол наклона, то можете переходить к открытому газу. Эпилог Они стояли друг против друга - и все поняли вдруг, и это понимание пронзило ужасом. Отчаяние нанесло ему удар изнутри. Дрогнул щит его Воли. И если бы он начал бой, он бы мог выиграть его. Но тогда бы качнулись Весы Судьбы, и кто знает, в какую сторону. Е. Власова - Помните, любой человек, который чего-то в чем-то достиг, скажет: век живи – век учись. Каждый поворот для вас станет новым. Эта последняя фраза, которую я успел услышать с полок своей библиотеки мозга. Мне удалось расширить зрение. Нет, не то что я сумел отвести взгляд, но я смог увидеть все то, что осветил свет дня. Я увидел, что на самом деле до поворота еще есть расстояние, и он правый, а скорость моя не так высока, как казалась. У меня пропал страх быстрого приближения. И, увидев, что еще есть время, я чуть уперся ногами в подножки, а руки расслабил. Мотоцикл перестал трястись как в лихорадке и стабилизировался. Мне удалось легко дозировать усилия на органы управления. Легкое нажатие педали тормоза с одновременным сбрасыванием газа, вызвало ощущения легкого давления вперед, и мотоцикл как камушек на ниточке в бурном потоке воды распрямился за задним колесом. Возрастающие усилие на рычаг переднего тормоза и мотоцикл дернул меня вперед. Передняя шина начала попискивать и я, спрогнозировав, что сейчас она перейдет в юз, перестал усиливать давление на передний тормоз. Я почувствовал при торможении послушность мотоцикла, и, увидев самую дальнюю часть не просматриваемого поворота, решил там сделать точку входа. Подлетая к ней, я сместил мотоцикл ближе к осевой линии, и начал смотреть внутрь поворота. Я искал глазами выход из поворота. И траектория начала сама выстраиваться в логическую цепь точек. В точке входа ослабление обоих тормозов и резкое давление на правую рукоятку руля от себя всем телом. Опора на левую ногу задействовала все мое тело. Мотоцикл пугающе быстро рухнул вправо. Но это был не отчаянный удар из последних сил, а контролируемое усилие. Когда мотоцикл достиг нужного наклона, я остановил давление на правую рукоятку, с одновременным и незначительным прибавлением газа. Мотоцикл настолько сильно изменил направление, что не пришлось делать сильного наклона. Мотоцикл вошел в поворот. Плавное отпускание тормозов. Мотоцикл стабилизировался и в заданном наклоне продолжал поворот. Я оказался в апексе. А вот он и выход из поворота. Правая рука стала прибавлять газ, но не сильным, а дозированным постоянным усилием. Мотоцикл сам стал выходить из наклонного положения в вертикальное. С легкостью построил траекторию выхода, ровно посередине своей полосы. Посмотрев в зеркала, я поразился, как удалось подконтрольно и безопасно пройти поворот, который вначале вызвал у меня ступор. Авиатор. [/more]

Ответов - 176, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

dok: Advokat Sergey пишет: Так и тут: не упал-это уверенность, а упал-самонадеянность. Без падений не узнать критические углы, езда будет скованной и неуверенной. ДТП- это не только падения, как следствия превышения критических углов, много и других причин. Человек ездит, как ведёт себя в жизни. Можно быть чрезмерно самоуверенным, но не наглым. Можно верить, "что со мной этого не случится" и просто быть "законником" (см. типажи). А "законники" часто получают удар в зад, когда по требованию гаишника пытаются мгновенно остановиться. Затем, мне кажется, на дороге почаще нужно думать, что все мы в одной тарелке, а " не ваши и наши", и если преспичело падать, то будь любезен, не под колёса окружающих.

Advokat Sergey: dok пишет: если преспичело падать, то будь любезен, не под колёса окружающих

dok: Напоминаем основные принципы. Что вообще определяет успешность движения по бездорожью? Во-первых, главная задача- не "сесть", то есть не допустить пробуксовки колёс без движения вперёд. Во-вторых, если уж "сесть", то не на днище мотоцикла. Это самый сложный и неприятный вид буксовки. Колёса не достают до земли и просто свободно вращаются. В-третьих, надо учиться раскачивать мотоцикл. Это главный приём при вытаскивании мотоцикла. Конечно, при посадке на днище это не поможет, тогда нужно только раскапывать и вынимать землю или снег из-под мотоцикла. Но "сесть" может каждый, весь вопрос- как выбрать дорогу, чтобы не "сесть". Есть неписанный закон дороги: ездить там, где ездят все. Но если перед вами проехал МАЗ по мокрому снегу или жидкой грязи, то за ним лучше не ехать, так как глубина колеи будет в два раза больше клиренса мотоцикла. Тут нужен другой приём. Нужно встать на вершину колеи и ехать по ней. Если будете сползать в колею, то не пугайтесь и, не снижая газа, продолжайте движение, руль выверните в сторону заноса. Не снижая оборотов двигателя, продолжайте движение, и если повезёт, то выберетесь обратно на вершину. Чаще всего соскальзывает заднее колесо. Хуже, когда сразу "уезжает вбок" переднее. Этапы помощи увязшему. 1. Находим увязшего. 2. Вытаскиваем. 3. Помагаем тронуться.


SherLoK: ДОК это бред!:)

Advokat Sergey: Браво, Док! Особенно подборка фоток - видимо сказывается режиссерская практика! SherLoK пишет: ДОК это бред!:) Можешь написать лучше? Так не сдерживай себя! Видишь ошибки? Так объясни всем! Оценки свысока недорого стоят!

dok: Рад, что по крайней мере статья не оставила никого равнодушным.

dok: Наиболее травмоопасными элементами мототранспортного средства являются руль и ветровое стекло. В свою очередь на руле , как подтверждено изучением ДТП, элементами, причиняющими травмы, являются концы ручек руля, рычаги сцепления и переднего тормоза. При фронтальном ударе переднее колесо, а следовательно, и руль, разворачиваются на максимально возможный угол, в результате чего левая или правая ручка руля оказывается направленной в сторону водителя. При ударе о ручки в 52% случаев водители получили травмы груди, в 38% травмы головы и в 15%- травмы живота, которые оказались наиболее тяжкими. Что касается ветрового защитного стекла, то оно при ударе разрушается, образует острые края, которые, наряду с крепёжными деталями, и являются источниками травм. В соответствии с полученными данными вероятность травмирования жизненно важных органов для водителя гораздо выше, чем для пассажиров. Пассажир, сидящий в коляске, имеет ряд преимуществ перед водителем и пассажиром, сидящим на заднем сиденье. Он имеет полузамкнутое жизненное пространство. Прочность коляски несколько снижает тяжесть последствий от ударов. Очень опасны случаи, когда мотоцикл падает на водителя и других членов экипажа. Большое количество травм головы экипаж мототранспортного средства получает в случаях нарушения требования пункта Правил дорожного движения в части использования или неправильном пользовании мотоциклом (незастёгнутые шлемы, шлемы, имеющие рваные ремешки, шлемы с трещинами колпака). Неправильное использование шлема:

dok: Главным требованием к водителю мотоцикла является способность выдерживать длительные физические нагрузки без значительного снижения работоспособности, увеличения времени реакции и времени оценки ситуаций. Нет воли- нет победы над опасностью. Критериями надёжности водителя являются: 1. Время реакции. 2. Физические возможности, позволяющие поднять лежащий мотоцикл, держась только за одну точку мотоцикла (можно двумя руками). 3. Способность выполнять 4-7 движений одновременно (за малый промежуток времени). Например, выключение сцепления, включение передачи, увеличение оборотов и включение сцепления нужно выполнять за 1,5-2,5 с. 4. Правильный глазомер, позволяющий определять: а) разницу в 5-10 см с расстояния в 15-20 м, нужно определить не толщину предмета, а разницу в толщине предметов; б) ширину проезда с точностью 3-5 см от ширины мотоцикла, на различных уровнях по высоте мотоцикла; в) расстояние, необходимое для служебного торможения с определённой скорости; г) скорость другого транспортного средства и растояние до него, с небольшой погрешностью; д) глубину ямок на дороге (соответственно, высоту препятствий). Мотоциклист должен: обладать 100%-ным, или поправленным до 100%-го, зрением; обладать высоким чувством ответственности за последствия, которые могут возникнуть из-за его действий.

dok: - крепкое физическое и психическое здоровье (второе важнее); -постоянная готовность к неожиданностям, наблюдательность, находчивость, решительность, рассудительность, уравновешенность; -склонность к технике, техническое мышление; -положительное отношение к работе, к профессии мотоциклиста, наличие чувства удовлетворения от управления мотоциклом; -самообладание, дисциплинированность, уверенность в себе. Водитель мотоцикла не имеет морального права садиться за руль после употребления алкоголя, а также снотворных и обезболивающих препаратов. Даже незначительная доза алкоголя или наркотических средств может явиться причиной происшествия.

Advokat Sergey: dok пишет: положительное отношение к ... профессии мотоциклиста А это что за профессия? ХОЧУ ТАКУЮ!!!

Рantomima: А сколько там платють?

Advokat Sergey: Рantomima пишет: А сколько там платють? Любители, в любом случае, сами приплачивают! Если выдадут пиз...ый мотоцикл (типа моего, мне хватит!), экип, денег на бензин и суточные на питание, мед.страховка само собой, - я бы работал и без зарплаты!!!

dok: Профессия водителя мотоцикла заключает три типа деятельности, различающиеся по целям, задачам и средствам их достижения : 1) управление мотоциклом; 2) участие в техническом обслуживании и ремонте мотоцикла; 3) организаторско-административная деятельность. Управление мотоциклом является основным процессом в профессиональной деятельности водителя. При этом типе деятельности цель её заключается в перемещении себя, доставке груза (пассажиров). Для достижения этой цели водитель осуществляет задачи по: обеспечению перевозочного процесса требуемой скоростью доставки; безопасности движения; экономичности перевозки; количественной и качественной сохранности груза; комфортности поездки (собственной или пассажиров). Безопасный водитель использует принцип логисты- здравый смысл в вопросах и ответах. Какой вопрос- такой ответ. Безопасный водитель создаёт на дороге жизни только такие ситуации, в которых вопрос о сложности режима движения является ответом. При этом гарантирована 100%-ная безопасность. Знания, необходимые водителю для выполнения деятельности всех трёх типов, касаются ряда областей и носят как теоретический, так и прикладной (рецептурный) характер.

Advokat Sergey: dok пишет: Профессия водителя мотоцикла заключает три типа деятельности, различающиеся по целям, задачам и средствам их достижения : Сурово! Я хоть и дочитал до конца, но мысль потерял уже на середине!

dok: Концентрация внимания (собранность). Вы должны быть постоянно сосредоточены при современном напряжённом движении с его быстротой и опасностью. Стоит на миг отвлечься- и риск ошибки многократно возрастает, а ошибка ведёт к ДТП. Если вы устали, нездоровы или думаете о чём-то другом, то ваша реакция замедляется. Тогда лучше не садиться за руль, а если всё же надо ехать, то особо учтите, что ваше время реакции увеличено. Предвидение (готовность). Концентрация внимания помогает быть наготове, то есть действовать так же , как и другие водители, быть готовым изменить курс или ход. Это можно связать с автоматизмом движения у любого человека. Опыт и автоматизм действий позволяют нам не попадать в критическую ситуацию. Выдержка. Очень легко не сдержать себя, например попав в затор или видя, как другой водитель поступает неверно. Но тогда вы легко попадёте и в дорожно-транспортное происшествие. Никогда не поддавайтесь азарту и духу гонок. Видя неразумные поступки других участников движения, никогда сами не теряйте благоразумия. Не пытайтесь дать уроки этим людям. Лучшим уроком будет ваш хороший пример. Уверенность- это, конечно, черта характера мотоциклиста. Новичок, понятно, в себе не уверен сначала, что постепенно проходит. Но хороший мотоциклист не должен быть и самоуверенным. Это ведёт к беспечности, к риску и, как следствие, к дорожно-транспортному происшествию.

dok: Подбор шлема- очень серьёзное дело, и нужно чётко запомнить определённые требования. Шлем должен быть надёжно закреплён на голове: это делается посредством специальных креплений, они могут быть совершенно различных видов. Шлем должен обеспечивать такой же обзор, как и без него: ничто не должно ограничивать обзор ни по горизонтали, ни по вертикали. Внутреннее устройство шлема (подкладка или начинка) должно обеспечивать амортизацию удара как в прямом, так и в боковых направлениях. Шлем не должен крутиться на голове при движениях любой резкости, и это обеспечивает тоже внутренняя конструкция шлема. Не застёгивая ремень шлема, резко кивните головой. Если шлем сместился сильно, то возьмите на размер меньше. Обзор тоже необходимо проверить. Цвет шлема лучше выбирать наиболее яркий, это поможет другим участникам движения. Исследования показывают, что заметность мотоцикла увеличивается на 35%, если у мотоциклиста яркий шлем, и на 55%- если у мотоциклиста яркий шлем и яркие тона одежды или на одежде есть контрастные полосы.

Рantomima: А деффку то зачем прицепил Док? Сложилось впечатление что она шлем совсем не к тому месту примеряет

SherLoK: обратите внимание что рядом со шлемакми ещё и баночки видимо со смазкой стоят.... реально примерить хочет!

dok: Яркий шлем и девушек привлекает...

dok: Все шлемы подразделяются на два типа: открытый и закрытый. Закрытые шлемы часто называют интегралами. Шлемы закрытого типа более удобны и обеспечивают большую безопасность, так как они закрывают всю голову. Шлем должен давать возможность применять как защитные стёкла, так и мотоциклетные очки. При установке стекла нужно соблюдать следующие требования: - когда стекло на интеграле опущено, то должна оставаться небольшая щелка для вентиляции; - край полностью поднятого стекла должен быть выше оси взгляда; - стекло должно быть закреплено так, чтобы при любых условиях оно могло фиксироваться в заданном положении. С опущенным стеклом не рекомендуется ездить ночью в дождь. Как бы это ни было неприятно, нужно поднять стекло, так как капли, оседающие на стекле, искажают перспективу. А если на забрызганное стекло попадает свет фар встречного автомобиля, то стекло превращается в радужный ореол. Видимости никакой. В случае, когда за едущим автомобилем поднимается шлейф грязной водяной пыли, стекло нужно опускать. При забрызгивании стекла грязью, его протирают сперва тыльной ( более влажной) стороной перчатки, потом внутренней стороной. Стекло при этом несомненно царапается песчинками, но будет гораздо хуже, если эта песчинка попадёт в глаз. Тем более что поднятое стекло всё равно покрывается слоем грязи. Протирать стекло нужно только сверху вниз, так как образуются вертикальные царапины, несколько менее заметные. На Ямайке сильно рискуют, так как все ездят без шлемов...



полная версия страницы