Форум » НАУКА вождения » Ездить лучше » Ответить

Ездить лучше

Advokat Sergey: Для тех, кто хочет ездить лучше Предисловие от редакции. Навыки управления мотоциклом приходят со временем. Когда попадаются хорошие советы или опытные учителя, то процесс освоения этих навыков ускоряется. Самое сложное, это избавится от страхов и ошибок, вызванных незнанием. С этой точки зрения, эта статья будет полезна многим. Авиатор поделился с нами своим взглядом на технику прохождения поворотов, взяв к качестве консультантов известных авторов. Однако, мы хотим обратить внимание, что в мире существуют две школы управления мотоциклом в повороте (руления). Первая из них, которую можно назвать старой школой, основывается на управлении мотоциклом телом, с последующим доворотом руля. Вторая, столь модная сегодня и называемая контр руление, упоминаемая в этой статье, предполагает использование поворот руля для начала поворота. И та, и другая имеет своих приверженцев. Если вы не увидели знакомой методики, то это не значит, что вы ездите неправильно, просто старая школа здесь не описана. Другие вопросы, рассматриваемые в этой статье, будут весьма интересны и полезны многим райдерам, вне зависимости от техники руления. [more]Здравствуйте. Решил я написать эту статью, после того как понял, что есть люди, «живущие в другом мире», иные другим людям, непонятные для них.Прочитав лучших мастеров, специализирующихся в области передвижения на мотоцикле, мне стало интересно, а если все это превратить в реальность. Собственно такие столпы современного обучения как Ли Паркс, Кейт Код и Ник Йеныч, достойны быть прочтенными. Вот такой со мной, как-то в сумерках, на дороге возник казусный случай. Скорость подходила к той отметке, когда я не успевал отследить, что же происходит впереди. Колеса отчаянно пытались схватиться за дорогу, но их болтало из стороны в сторону на асфальте. И мотоцикл, того и гляди, уйдет с дороги, так его швыряло. Я вцепился в руль изо всех сил, какие есть, а мои глаза остекленели, они увидели поворот. Тут бы, наверное, я должен был начать повествование о том, как это захватывающе вот так уйти с дороги, но произошло то, что я до сих пор не могу понять и объяснить.Время остановилось, пространство вокруг исчезло, осталось только тело, не хотевшее ничего делать. Вой ветра и мотоцикла сменился спокойной домашней обстановкой и легким потрескиванием огня в камине. Я сидел в непринужденной позе в библиотеке и попивал чаек. За столом нас было четверо. И мы со стороны наблюдали за, застывшим, мотоциклистом, входящим в поворот. Сцепление с дорогой Не принимали они различия племен, не понимали границ, никому не причиняли вреда. Е. Власова - Обратите внимание коллеги - сказал тот, что сидел от меня по правую руку, назовем его Кертисом - этот парень пытается выжить, а не наслаждаться превосходством, он лишился основного своего преимущества, а именно прогнозирования сцепления колес с дорогой. Его так болтает, что он того и гляди упадет. И он так этого испугался, что вцепился со всей силы в руль. Это как раз и есть одно из проявлений инстинкта самосохранения. Он просто не может расслабить руки, потому что ему кажется, что он тут же грохнется. - Я с вами согласен, Кертис, - отозвался мужчина сидевший напротив меня, со всплывшим у меня в голове именем Лин - что действительно, все управление мотоциклом заключается, в том, что б колеса плотно держались за дорогу и не скользили. Заметим, что у этого парня неплохо настроены подвески, колеса отслеживают дорогу. Но, к сожалению, он не обратил внимания, что уже вечер и асфальт остыл, колеса недостаточно прогреты и имеют меньшее сцепление с покрытием. Вот он и не понимает, почему сейчас ему так страшно, а аппарат совершенно не послушен. - А вы заметили, как он уже пытается тормозить передним тормозом, – сказал третий (его я как раз узнал - это был известный и очень неплохой гонщик Нед) – настолько агрессивно вжав рычаг переднего тормоза, что мотоцикл резко присел на передок и колесо не успевает справиться с возросшими нагрузками и срывается в юз. - Именно это я и имел в виду – ввернул Кертис – когда говорил, что он потерял возможность прогнозирования сцепления с дорогой. Взгляд. И узнать их было можно всегда - по летящему, нездешнему взгляду, словно видели они то, что было там, за Гранью... Е. Власова Но я ничего с этим не могу поделать. Подходя к тому повороту, я вижу, что он крут и что моя скорость высока. - Дело все в том, - сказал Кертис – что в основе срабатывания инстинкта самосохранения лежит дефицит пространства, а ваш взгляд фиксируется. И, конечно же, вы обнаруживаете себя полностью парализованным для каких-либо осознанных действий, вы видите только край дороги, а дальше лес. И ваша психика за вас принимает решения. Надо расширить угол зрения. Глядя в точку, попытайтесь переместить ваше внимание на другие объекты – именно внимание, а не глаза. Тогда вы сможете избавиться от «туннельного» эффекта. То есть вы сможете регистрировать окружающие вас события. Ваше внимание зафиксировалось на одном объекте это одно из проявлений инстинкта самосохранения. Если вы будете знать и понимать это, то ваш мозг сможет контролировать ширину зрения. - Добавлю к сказанному Кертисом, важно понимать разницу между скоростью и восприятием скорости. Посмотрите во время движения на землю прямо перед собой, и вам покажется, что вы несетесь со страшной скоростью. Потом посмотрите на деревья вдали, и вам покажется, что вы вообще стоите на месте. При этом ваша реальная скорость не меняется. И потом, - сказал Лин - Чем дальше вы видите дорогу в повороте, тем раньше увидите опасность, или наоборот, поймете, что пришло время открыть газ. Это снизит ощущение скорости, вы будете меньше бояться и грамотнее войдете в поворот. Так уж мы устроены, что едем туда, куда смотрим. - Вообще-то нет ничего страшного в фиксации взгляда, - заметил Нед - только фиксировать его надо на том, что нужно. Вы должны научиться смотреть туда, куда хотите ехать. Ищите возможность для объезда. Ищите чистый путь. Учитесь смотреть в сторону спасения, а не в сторону опасности. И чаще шевелите глазами. Фиксируйте их на разных предметах. Старайтесь сканировать всю дорогу. Просто смотреть вдаль нельзя, вы можете пропустить какую-нибудь неровность, особенно на незнакомой дороге. Поэтому перемещайте взгляд от самого вашего переднего колеса и до горизонта. - Таким образом – подытожил Лин – Можно придти к выводу, что существует два способа смотреть. Первый способ это смотреть как в свете фары ночью, вы ограничены лучом света. И второй это смотреть как днем, когда вам больше видно, потому что все освещено и нет пределов светового луча. Используя свет дня, вы снижаете ощущение скорости и можете видеть больше потенциальных проблем и путей их решения. Конечно, придется определить точку входа в поворот. Для этого нужно быстро переключиться на луч фары, а потом опять вернуться к свету дня. Многоуважаемый Кертис называет этот прием "два шага". Два этапа КТ (контрольных точек) поворота: 1. Вы намечаете точку поворота как можно раньше, во время торможения, перед ним, это не важно. 2. Перед точкой поворота вы переносите взгляд внутрь поворота, что бы понять, куда нужно направлять мотоцикл. Посадка. И волей его была та битва лишь в нем, и понял его враг, что не побежден, но проиграл. Ведь между ним и Миром, куда он стремился, встала и ничтожная, и неодолимая преграда – Воля Человека. Е. Власова Да, я сумел увидеть, что есть не только край дороги и лес, но много всего. Я смог оценить свою скорость. Но что мне это дает, я все равно не могу справиться с мотоциклом, а чего уж говорить про этот поворот. - Молодой человек, в этом-то и суть вопроса, – сказал Лин – вы являетесь ни чем иным как слабым звеном в цепи мотоцикл-человек. Я вам приведу пример, а вы уже посмотрите, что думать: Во время очередной гонки я несся сквозь тьму со скоростью, которая казалась мне просто огромной. Тогда я был уверен, что никто на земле не сможет ехать так быстро. Но меня обогнал по внешнему радиусу гонщик и ушел в точку. Прежде, чем я заехал в боксы, этот берсерк обогнал меня еще раз. А ведь его мотоцикл был изначально медленнее моего, и наверняка был хуже подготовлен. До той гонки я был уверен, что мощность и настройки выигрывают гонки. Тогда тот гонщик доказал мне обратное. - Но что же я делал не правильно? - Вы слишком зажаты, - вмешался Кертис - Простой совет – расслабьтесь. Но выполнить это невозможно. Если бы существовал, какой-нибудь способ обмануть инстинкт самосохранения, который в данном случае проявился в том, что вы сжали руль, я бы вам, молодой человек, сказал. Единственный способ - использовать понимание: Переднее колесо при движении все время рыскает из стороны в сторону, связано это с неровностями дороги работой резины и передней подвески. Но передняя часть мотоцикла рассчитана так, что б все время возвращаться в исходное положение, таким образом, он самокорректируется. И если Вы с силой сжали руль, то вы мешаете после очередной кочки вернуться колесу в исходное положение. А поверьте, вы не настолько сильны, что б удержать руль ровно. Так плюс ко всему, через ваши руки и тело начинают передаваться все неровности на раму мотоцикла, тем самым, дестабилизируя шасси в целом. И мотоцикл начинает раскачиваться еще сильнее. И вы буквально повисаете на руле. Расслабившись, вы перестанете мешать мотоциклу самокорректироваться, а значит, сумеете справиться с рысканьем мотоцикла. Но вам необходимо все же и управлять мотоциклом. Однако, когда напрягаешь руки, мотоцикл становится неустойчив. Вот тут-то и вступает в силу правило: что бы крепко держать, нужно держаться за что-то. Старайтесь держаться при помощи ног и проблема исчезнет. - Есть и еще одна сторона правильной посадки, – отозвался Нед - это ловкость в работе с газом, передним тормозом и сцеплением. Попробуйте что-нибудь напечатать на клавиатуре, одновременно отжимаясь от пола, и вы поймете, что точные действия невозможны без расслабленной позы за рулем. Газ и тормоза. Тяжело было Страннику. Ведь он был человеком. И знал, что не бесконечны его силы, и не бессрочна жизнь его. Е. Власова - Хм довольно забавная получается ситуация осознания ошибок, и мне удалось расслабиться, я смог посмотреть шире, но все же это еще не все… Надо снижать скорость. - Именно, – услышал меня Нед – не будем питать иллюзий – любой придурок умеет ускоряться по максимуму. Это они оставляют черные полосы на асфальте, начинающиеся прямо перед поворотом и упирающиеся в отбойник или дерево на обочине. Гораздо труднее освоить приемы, в которых точная работа газом и тормозом является ключевым моментом. - Самое важное устройство мотоцикла – это ручка газа, – подтвердил Лин – она влияет на все параметры движущегося мотоцикла – тягу, сцепление с дорогой, подвески, развесовку, руление, стабильность и конечно скорость. Правильная работа газом – главное отличие между хорошим и великим гонщиком. - И это факт, – подтвердил Кертис – Резкий газ делает заднюю подвеску дубовой. Колесо перестает отслеживать дорогу, что ухудшает сцепление с дорогой в повороте. Идеальная развесовка, когда работает подвеска, это 40 процентов веса на переднее колесо и 60 на заднее. Задача водителя держать эту развесовку виртуозным владением газа. Если же не нагрузить заднее колесо и открутить газ, то колесо просто сорвется в пробуксовку, что не желательно. - Но тормоза имеют так же очень большое значение, – продолжил Нед – тормозить надо так же как и открывать газ: сначала несильно, чтобы переместить вес вперед, для сжатия передней вилки и загрузки передней шины. После этого можно тормозить решительнее. - Правильно, – вмешался Лин. – Торможение – один из самых спорных моментов в управлении мотоциклом. Торможение обоими тормозами стабилизирует мотоцикл и предотвращает слишком резкую загрузку переднего колеса. Торможение начинается одновременно со сбросом газа. Благодаря этому подвеска остается в максимально эффективном диапазоне и способна отрабатывать неровности дороги при входе в поворот. Начинающие мотоциклисты стараются оттормозиться до входа в поворот. Это хороший навык, однако существуют ситуации, когда желательно и даже обязательно снижение скорости в повороте, как правило, на неизвестной дороге. Есть два способа уменьшить радиус траектории в повороте – закрыть газ или нажать на задний тормоз. Дело в том, что если закрыть газ, то переднее колесо загрузится. Но поскольку в повороте оно и так уже идет на пределе сцепных свойств, то может соскользнуть под дополнительной нагрузкой, что приведет к падению. Поэтому гонщики держат ровный газ и чуть-чуть прижимают задний тормоз. Задний тормоз замедляет разжатие задней подвески, так уж устроена подвеска мотоциклов, что в свою очередь не позволит быстро перебросить вес на переднее колесо, но скорость уже упадет и соответственно уменьшится радиус траектории поворота. Но помните, я говорю не про торможение в повороте, а про подбор скорости. Торможение же в повороте приводит к распрямлению траектории. - Чуть уточнюсь, коллеги, – добавил Лин. – Если угол наклона мотоцикла равен нулю, то все 100 единиц сцепления резины с дорогой идут на тягу. Но как только мотоцикл наклонится в повороте, часть единиц сцепления придется отдать на сопротивление центробежной силе. В начале поворота, таких единиц будет немного, но по мере роста угла наклона их количество будет возрастать. Поэтому вам придется постепенно отпускать рычаг тормоза, чтобы отдать единицы, расходуемые на торможение. Этот прием называется trail-braking. Если же не отпускать рычаг, то количество запрашиваемых единиц станет слишком большим, и шина соскользнет. - Но как правильно использовать тормоза, спросите вы, – не смог не отреагировать Нед. - Легкое касание педали является хорошим способом погасить скорость перед поворотом и прямо-таки отличным способом регулировать скорость непосредственно в повороте. Почему? Да потому, что применение заднего тормоза не так резко загружает нос мотоцикла, как применение переднего. Конечно, нос загрузится, но это произойдет гораздо безопаснее. Я полностью согласен со сказанным Лином. Задний тормоз помогает поворачивать. Лично я считаю это самой важной его функцией. - А теперь вернемся к газу – сказал, попивая чай Лин. - Скорость выхода из поворота, прежде всего, зависит от угла наклона мотоцикла. Чем больше угол, тем меньше можно открывать газ. Если вам трудно начать добавлять газ в повороте пораньше, значит, скорость входа была слишком большой. - Правильное управление газом вызывают наименьшую силу из всех, которые действуют на мотоцикл в повороте и таким образом мотоцикл становится более стабильным, - заявил уверенно Кертис. – Так ко всему прочему пока человек не видит конца поворота, он физически не может прибавить газ. Это также является срабатыванием инстинкта самосохранения. А мы знаем, что именно газ стабилизирует мотоцикл в повороте. - Уважаемый Кертис, хотел бы немного уточниться с такими понятиями как «ровный газ» и «открытый газ», – вмешался Лин. - Цель «ровного газа» не ускорение, а стабилизация мотоцикла в повороте. Ровный газ стабилизирует угол наклона, немного разгружает переднюю шину, слегка загружает заднюю и дает водителю восхитительное чувство устойчивости. Собственно это и есть то самое, что вы говорили про 60 процентов назад и 40 вперед. И в свою очередь ровный газ переходит к открытому газу, как только мотоцикл все больше и больше подымается из поворота. - И помните молодой человек, что более лучший контроль сил при езде на мотоцикле повышает порог срабатывания инстинкта самосохранения, – заключил Кертис. Поворот. Как всегда, странен был ответ хранителя, и как всегда не захотел он пояснить его.- Весы Судьбы неподвижны, что вам нужно еще?.. И они бездействовали, ибо знали, что если не понимаешь, то не имеешь права вмешаться. Е. Власова - Смотрите, он только сейчас увидел поворот и, похоже, что он начал тормозить. Ему удалось снизить скорость при этом плавно перераспределить вес. Но, молодой человек, возможно вы забыли, что – мотоцикл управляется не только тормозами, но и рулем, – сделал врезку Нед - можно всю жизнь думать, что мотоцикл рулится с помощью наклона, но пока не сосредоточитесь на руле – не сможете поворачивать эффективно. А, судя по повороту и высокой скорости вам просто необходимо повернуть эффективно. - Тут-то вам, молодой человек, – не удержался Кертис – и нужно понять, что же такое контрруление, потому что только оно обеспечивает высокую эффективность прохождения поворота: контр - активное противодействие, и руление – изменение направления. Получается, что контр-руление это смена направления движения противоположным образом. - Кертис, я попробую объяснить, как это работает, – перебил Лин. - Контрруление сводится к толканию от себя внутренней по отношению к повороту рукоятки руля. То есть, грубо говоря, что б поехать направо, надо рулем повернуть влево. Принцип вот в чем: автомобили не опрокидываются в поворотах, поскольку имеют вторую колею. Под действием центробежной силы центр тяжести перемещается наружу поворота, и машина опирается на внешние колеса. У мотоцикла нет второго ряда колес, поэтому при повороте руля его нужно наклонить в сторону поворота, что б компенсировать центробежную силу. Но если мотоцикл не наклонен, а вы пытаетесь повернуть руль, то возникает центробежная сила, которая заставляет мотоцикл начать опрокидываться на внешнюю сторону поворота, как и машину. Но у мотоцикла нет колес, из-за этого его начинает наклонять в противоположную сторону поворота руля. А мотоцикл уж так устроен, что тут же поворачивает переднее колесо в сторону наклона. Контрруление приводит к наклону и повороту. Чем сильнее вы давите на руль, тем быстрее мотоцикл наклоняется, чем дольше вы давите, тем больше угол наклона. Как только вы достигаете желаемого угла наклона, вы перестаете давить на руль, и мотоцикл стабилизируется на траектории, благодаря конструкции передней вилки и гироскопическому эффекту заднего колеса. - Тут есть одна заковырка, – вставил Кертис – весьма трудно просто так надавить на руль, причем быстро и сильно. К тому же, чем быстрее едет мотоцикл, тем сложнее его повернуть. В таких случаях я и говорю об опорном рулении. Опорное руление позволяет легче поворачивать, за счет того, что вы опираетесь, к примеру, на ноги. Самое главное, это то, что вы становитесь Сильнее. Потому что в процессе руления задействована нога, ваш торс и руки, а не как ранее только руки. Вы как бы отталкиваетесь от подножки. И даже если ваш мотоцикл с вынесенными вперед подножками типа круизера, вы все равно можете ногами сжать бак и толкаться от него. Будет задействовано все тело. Нужно использовать внешнюю подножку как точку опоры. Но если вам удобнее, то можно и внутреннюю – это не важно. Опираясь на подножки, ваш вес находится не на седле, а ниже, то есть, ваш центр тяжести становится ближе к центру масс, рулить становится легче. Мотоцикл поворачивается вокруг центра масс и чем больше там вес сосредоточен, тем легче ему повернуть. - Замечу, что цель руления это изменить направление движения. Задача руления – точно пройти поворот с минимально возможным для данной скорости углом наклона. А эта задача выполнима при условии, что вы очень быстро повернете мотоцикл. Чем быстрее вы поворачиваете мотоцикл, тем меньше нужен угол наклона для прохождения всего поворота, а значит, вы идете безопаснее. Вот тут-то и видно из того, что вы сказал, уважаемый Лин, чем сильнее надавить на руль, тем быстрее он повернет! - И еще добавлю, что поздний вход в поворот и быстрое руление как бы распрямляют поворот. Всякое руление дестабилизирует мотоцикл, руление – это риск, поэтому, чем меньше вы рулите, тем лучше. Есть еще одно преимущество быстрого руления – оно уменьшает время, когда мотоцикл едет в наклоне. А известно, что мотоцикл в состоянии наклона очень нестабилен. - Построение оптимальной траектории начинается с точки входа, – продолжил Лин. - Это то самое место, где вы применяете контрруление. Лучше выбрать ее самому, чем подчиниться воле обстоятельств, вроде слишком высокой скорости или недостаточной видимости в повороте. Чтобы контролировать ситуацию, нужно ее планировать. - Правильно Лин, – поддержал Кертис – выбирая и используя точку входа в поворот, вы высвобождаете свое внимание. Точка входа находится там, где вы начинаете рулить и уже перестали тормозить. И не так уж важно насколько правильно вы ее выбрали. Главное это высвобождения внимания – вы перестаете отвлекаться на вопросы, где начать тормозить, где закончить, где применить руление. У вас есть ответ на эти вопросы. Получается, что выбор точки позволяет вам бороться с проявлениями инстинкта самосохранения, а значит избежать ошибок. Поскольку вы уверены в своих действиях. Теперь вы можете отдать свое внимание на продолжение поворота. Идти как бы на шаг быстрее мотоцикла. - Если же скорость все еще высока, то можно использовать trail-breaking и гасить скорость до самого апекса (ближайшая к внутреннему краю дороги точка траектории), – сказал Нед - у хорошей траектории апекс - всегда поздний апекс, то есть находится ближе к выходу из поворота. Широкий, поздний, контролируемый вход в поворот – вот способ достижения правильного апекса. В апексе угол наклона достигает максимального значения, поэтому он определяет выход из поворота. В апексе вы должны видеть точку выхода из поворота, то есть максимально близкую к обочине точку в левом повороте, или максимально близкую к осевой в правом повороте (при отсутствии встречных машин, конечно), или же точку входа в следующий поворот. Если вы промахнетесь мимо апекса даже на метр, вам будет труднее определиться с выходом и вам придется подождать с ускорением. Торможение вплоть до апекса – хорошая привычка, она особенно полезна на незнакомых дорогах. Правильный апекс расширяет ваши возможности на выходе из поворота. Давайте рассмотрим правый поворот. Вы достигли апекса и смотрите на выход. Если вы видите, что встречная машина двумя колесами едет по вашей полосе, просто подержите газ закрытым подольше, чтобы остаться в наклоне и сделать выход более пологим. Если куча гравия навалена у обочины, добавляйте газ и уменьшайте угол наклона, чтобы выйти поближе к осевой. Если посреди дороги валяется бревно, немедленно выпрямляйтесь и интенсивно оттормаживайтесь. - Ну и последний вопрос, – закончил Лин. - Вопрос: "когда открывать газ в повороте?" имеет простой ответ: "сразу после того, как мотоцикл повернул". Но чем раньше вы это делаете, тем мягче должны действовать, потому что в этот момент задняя шина использует почти все 100 единиц сцепления для поворота. По мере того, как уменьшается угол наклона, все больше единиц становится доступными для тяги. Вот вам и ответ на вопрос, когда можно ускоряться — как только вы видите выход из поворота и можете уменьшать угол наклона, то можете переходить к открытому газу. Эпилог Они стояли друг против друга - и все поняли вдруг, и это понимание пронзило ужасом. Отчаяние нанесло ему удар изнутри. Дрогнул щит его Воли. И если бы он начал бой, он бы мог выиграть его. Но тогда бы качнулись Весы Судьбы, и кто знает, в какую сторону. Е. Власова - Помните, любой человек, который чего-то в чем-то достиг, скажет: век живи – век учись. Каждый поворот для вас станет новым. Эта последняя фраза, которую я успел услышать с полок своей библиотеки мозга. Мне удалось расширить зрение. Нет, не то что я сумел отвести взгляд, но я смог увидеть все то, что осветил свет дня. Я увидел, что на самом деле до поворота еще есть расстояние, и он правый, а скорость моя не так высока, как казалась. У меня пропал страх быстрого приближения. И, увидев, что еще есть время, я чуть уперся ногами в подножки, а руки расслабил. Мотоцикл перестал трястись как в лихорадке и стабилизировался. Мне удалось легко дозировать усилия на органы управления. Легкое нажатие педали тормоза с одновременным сбрасыванием газа, вызвало ощущения легкого давления вперед, и мотоцикл как камушек на ниточке в бурном потоке воды распрямился за задним колесом. Возрастающие усилие на рычаг переднего тормоза и мотоцикл дернул меня вперед. Передняя шина начала попискивать и я, спрогнозировав, что сейчас она перейдет в юз, перестал усиливать давление на передний тормоз. Я почувствовал при торможении послушность мотоцикла, и, увидев самую дальнюю часть не просматриваемого поворота, решил там сделать точку входа. Подлетая к ней, я сместил мотоцикл ближе к осевой линии, и начал смотреть внутрь поворота. Я искал глазами выход из поворота. И траектория начала сама выстраиваться в логическую цепь точек. В точке входа ослабление обоих тормозов и резкое давление на правую рукоятку руля от себя всем телом. Опора на левую ногу задействовала все мое тело. Мотоцикл пугающе быстро рухнул вправо. Но это был не отчаянный удар из последних сил, а контролируемое усилие. Когда мотоцикл достиг нужного наклона, я остановил давление на правую рукоятку, с одновременным и незначительным прибавлением газа. Мотоцикл настолько сильно изменил направление, что не пришлось делать сильного наклона. Мотоцикл вошел в поворот. Плавное отпускание тормозов. Мотоцикл стабилизировался и в заданном наклоне продолжал поворот. Я оказался в апексе. А вот он и выход из поворота. Правая рука стала прибавлять газ, но не сильным, а дозированным постоянным усилием. Мотоцикл сам стал выходить из наклонного положения в вертикальное. С легкостью построил траекторию выхода, ровно посередине своей полосы. Посмотрев в зеркала, я поразился, как удалось подконтрольно и безопасно пройти поворот, который вначале вызвал у меня ступор. Авиатор. [/more]

Ответов - 176, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

dok: Если на дороге не соблюдаем правила людей, то превращаемся в зверей, а у зверей правило "наибольший подминает наименьшего": ГЫ-ГЫ

Рantomima: Не факт. если вспомнить историю то мы наглядно увидим Монстры динозавры вымерли, а мелкие млекопитающие выжили

SherLoK:


dok: 1. Наиболее опасен в транспортной среде навык не реагировать на ситуацию "закрытого обзора". Она возникает, когда два участника движения не видят и не могут увидеть заранее друг друга из-за предметов, ограничивающих видимость. В быту можно не обращать внимания на возникающие почти на каждом шагу ситуации "закрытого обзора": выход из-за угла дома, из дверей, из-за деревьев осуществляется человеком незамедлительно без остановки, без просматривания, что там за предметом, закрывающим обзор. Сам предмет, закрывающий обзор, не воспринимается как сигнал к осторожности. Это и естественно, ибо, внезапно обнаружив угрозу столкновения, человек скорее всего сумеет её предотвратить, почти всегда избежит травмы, и лишь в крайнем случае получит лёгкий синяк. Другое дело в транспортной среде. Динамика изменения транспортных ситуаций, инерция транпортных средств таковы, что наезд на пешехода и столкновение в условиях "закрытого обзора" зачастую становятся неизбежными, а их последствия- катастрофическими. Продолжение следует...

dok: Рantomima пишет: Док! Полагаю после твоих уроков мы превратимся в этаких плюшевых мишек на дороге Нет, мы превратимся в Микки-Маусов!

Advokat Sergey: dok пишет: Нет, мы превратимся в Микки-Маусов! 5 баллов!

dok: Ясно дело, такими все хотят стать...

dok: 2. Второй навык, который человек необоснованно переносит из бытовой среды в транспортную, это "отвлечение внимания". Поскольку скорость изменения ситуации в быту в 10 и более раз меньше, чем на проезжей части дороги, а сила удара при возможном столкновении в 1000 раз меньше, человек превык легко и без опаски отвлекаться, прекращать на некоторое время наблюдение за окружающей обстановкой, переводить взгляд на интересующие его предметы. Наклониться за обранённой вещью, обернуться на звук, прикурить, сконцентрировать взгляд на кончике сигареты- эти и подобные действия, связанные с временным прекращением наблюдения за обстановкой, опасны в транспортной среде. Как показал анализ, значительная часть дорожных происшествий возникает вследствие того, что внимание водителя или пешехода было отвлечено, и он не смог вовремя заметить опасность.

ТанК: dok пишет: Ясно дело, такими все хотят стать... "мыши рокеры с марса"- помню,помню такой мультик. Он мне нравился но мышь мне больне нравилась охристая . ....детский сад ... мики маусы

dok:

dok: 3. Третий навык, от которого необходимо отказаться в транспортной среде,- это "действия не глядя". В быту человек без опаски шагает влево и вправо, если несколько секунд назад там ничего опасного не было. Он запомнил окружающую обстановку и действует исходя из того, что обстановка меняется медленно. Но в транспортной среде всё по-иному. И вот поворот водителя налево не глядя (секунду назад на дороге не было автомобиля), шаг пешехода не глядя на проезжую часть улицы (если улица пустынна и на ней некоторое время не было видно автомобилей)- примеры опасного переноса из бытовой среды в транспортную ситуацию навыка "действия не глядя".

Advokat Sergey: dok пишет: Но в транспортной среде всё по-иному. И вот поворот водителя налево не глядя (секунду назад на дороге не было автомобиля), Вот такое действие водителя жигулей и ... - наш друг Эдик лежит в больнице! (подробности ДТП в этом разделе в ветке "ДТП")

dok: 4. И, наконец, четвёртый навык- это автоматизм, или полное доверие навыкам при движении. В быту человек практически не контролирует свои движения и они осуществляются как бы сами собой. Перенос в транспортную среду этого нывыка приводит к таким, например, опасным действиям, как обгон на основании первого (часто обманчивого) впечатления о безопасности пути, попытка проскочить "под занавес" на жёлтый и даже красный сигнал светофора, рискованный выход пешехода на середину проезжей части дороги с интенсивным движением автомобилей. Для надёжности повтори наблюдение. У любого водителя в большей или меньшей степени недостаёт опыта наблюдения ситуаций. Поэтому необходимо сознательно, с волевым усилием повторять: "так ли я делаю, не ошибся ли я?". И сделать это повторение привычкой. Повтори наблюдение:

dok: У водителя должна быть выработана автоматическая реакция на любой типичный участок повышенной опасности ( остановку общественного транспорта, пешеходный переход, закрытый поворот, перекрёсток, знак "Дети" и т. д.). Приближаясь к такому участку, снижай скорость, повышай внимание, увеличивай дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, даже если участок, по твоей зрительной оценке, совершенно безопасен. В противном случае у водителя незаметно для него самого может сформироваться привычка реагировать на зону повышенной опасности не всегда, а только если он обнаружил при подъезде к ней явную опасность, и эта привычка рано или поздно подведёт. Реакцию на участок повышенной опасности ("снижение скорости-повышение внимания-увеличение дистанции") назовите так: "Честь участку!".

dok: Как выразить возмущение? Если водитель видит ваши лицо и руки, то это сделать не сложно. Нет-нет, грозить кулаком и крутить пальцем около виска не надо! Достаточно сделать просто удивлённое лицо. Если же он не успевает разглядеть вас, например, при быстром встречном разъезде, когда он не уступил дорогу, возмущение на загородной дороге можно выразить короткими гудками в адрес нарушителя. Один гудок означает предостережение, два- недовольство, три- раздражение.

dok: Одним из знаменитейших мотогонщиков в СССР в 1950-1960 годы был Николай Севостьянов. На одной из тренировок трасса пролегала по льду канала. Дул колючий и холодный ветер со снегом. Очки были сняты- их забивало снегом. Вдруг траектория движения мотоцикла чемпиона резко изменилась, и он остановился. Другой мотоциклист взглянул на правый глаз Николая, и испугался. Глаз был, как протез у чучела. Он увеличился, зрачок стал большим и как бы с маленькими кристалликами-снежинками. Николай сказал, что в правом глазу всё чёрное. Хорошо, что он сразу остановился. Попытались надеть тёплую перчатку на глаз. Отвезли пострадавшего в помещение речного вокзала. Оказалось, что правый глаз примёрз, а офтальмологи потом сказали, что ещё бы секунд десять-пятнадцать, и глаз можно было бы выкидывать. Левый глаз был нормальный, так как при холодном встречном ветре мотоциклист без очков поворачивает голову и подставляет только один глаз под ветер, считая его боевым, а второй подстраховочным. Обмотожение любой части тела проходит незаметно.

Advokat Sergey: dok пишет: Обмотожение любой части тела проходит незаметно. намекаешь?

calfer: а кто нибудь пробовал это все на деле?

Advokat Sergey: Ода «стальному другу», или Четыре правила байкера В народе гуляет мнение, что мотоцикл – это такая изощренная машина для самоубийства, а байкеры – ходячий фарш или сумасшедшие, которые могут лишиться головы на каждом втором повороте. Что правда – то правда: в аварии мотоциклы попадают гораздо чаще легковых машин. Но есть несколько правил, соблюдая которые ты обеспечиваешь свою безопасность. Мой друг на скорости 140 км/ч вписался прямехонько в бордюр. Пол-мотоцикла – в хлам, а сам он, пролетев метров 15, приземлился головой ровнехонько в бордюр. Если бы не шлем... Приходил бы я к нему в гости не домой с дисками, а на кладбище с цветочками. Отсюда правило начинающего байкера: КАТАЙТЕСЬ ТОЛЬКО В ШЛЕМЕ! Пусть даже едете до соседнего двора… В ДТП при участии мотоциклов, увы, больше летальных исходов, да и травмы серьезнее, чем в автомобильных авариях. Байкер не защищен ничем, а стандартные автолюбители сидят в своем авто, как за четырьмя стенами. Отсюда правило: старайтесь МАКСИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ собственного тела: краги, наколенники, налокотники, высокие сапоги... Ноги одного моего знакомого спасли ватные штаны. Если бы он был одет в синтетическую ткань, то она бы просто «приварилась» к его ноге, поэтому старайтесь одеваться в хлопчатобумажные материалы, а то мало ли... Почему-то водители считают, что они, сидящие за рулем легковушек и «Газелей», – главные участники дорожного движения. Частенько они игнорируют мотоциклиста с его смешным байком – путается тут под колесами! В результате – слишком рано закончившаяся жизнь, поломанная судьба... Отсюда ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ДОРОГИ: люди, воспринимайте друг друга равными! Последствия аварии ужасны для любого! А водители байков пусть все же помнят о возможных проявлениях неуважения к ним: водилы могут «подрезать», без причины резко затормозить, когда мотоциклист едет «в хвосте», а до встречной машины остается несколько десятков метров; бывает, что, двигаясь по «встречке», байкеров специально «слепят», включая дальний свет... ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО начинающего байкера: приобретая мотоцикл, руководствуйся не красотой его обвеса, а стилем езды и характером стального «красавца». Каждый мотоцикл индивидуален, как и человек. Двухколесный «друг» незаменим в условиях мегаполиса. Он маневренен, легок, в пробках стоять часами на нем не приходится. Анатолий МОЛЧАНОВ

Advokat Sergey: 1. При приближении к красному сигналу светофора первым в потоке подтормаживай прерывисто и заранее, чтобы привлечь внимание водителей едущих сзади автомобилей. 2. При остановке на светофоре оставайся на передаче и контролируй ситуацию позади себя до тех пор, пока не убедишься, что поток машин сзади на твоей полосе действительно остановился. 3. На склоне паркуйся передним колесом на подъем. Потом, при начале движения, легче будет откатить мотоцикл назад, нежели толкать его назад в горку (Не забудь про подножку). 4. Старайся быть заметным для прочих участников движения. Не двигайся по краю полосы - ты имеешь полное право занимать всю ее ширину. Старайся контролировать происходящее впереди в каждый момент времени. 5. Если это безопасно, на пустых дорогах почаще имитируй объезды препятствий и практикуй резкие торможения. 6. Если появилась острая необходимость торможения в повороте - сначала спрями траекторию. 7. Чаще очищай стекло шлема или бери с собой спрей для его очистки - даже небольшие пятнышки на нем требуют от глаз большего напряжения и могут отвлечь в самый неподходящий момент. 8. Затычки для ушей (типа таких, которые носят строители или пассажирам выдают при полетах на вертолетах) снижают усталость при длительной езде. 9. Привязывая багаж эластичными ремнями, продевай их СКВОЗЬ багаж, а не накидывай сверху. 10. Кожаная одежда предпочтительнее, потому что плотнее прилегает к телу и лучше препятствует проникновению ветра. Минимальный набор одежды: шлем, кожаные перчатки, кожаная мотоциклетная куртка с защитой, ботинки, длинные штаны. Дополнительно рекомендуются: кожаные штаны, затычки для ушей. 11. При езде в очень жаркую погоду помогает смоченная в воде бандана или шейный платок. 12. Дорожная разметка скользкая в сухую погоду и практически с нулевым коэффициентом сцепления в мокрую! (То же можно сказать о металлических пластинах на переездах и т.п.). 13. В поворот следует входить по широкой дуге, что увеличивает сектор обзора в повороте - это важно! 14. Следует знать о том, что тяжелые транспортные средства создают зону разрежения позади себя при движении с большой скоростью, а также рассекают воздух, создавая дополнительные воздушные потоки вокруг себя. В сочетании с боковым ветром они могут привести к трагедии. 15. В дождь двигайся по следам шин впереди идущего транспорта. 16. По возможности подавай сигналы поворота не только электрическими указателями, но и руками. Иногда этот прием срабатывает намного лучше, чем просто мигалка - люди по-другому реагируют на непривычные (их ведь мало кто использует), но понятные жесты и их реакция на тебя мгновенно мобилизуется. 17. Помни о том, что очень хорошо иметь зрительный контакт с другим водителем, хотя в большинстве случаев ПРОСТО взгляд ничего не говорит другому участнику движения. 18. На куртке сзади желательно иметь фрагмент отражающего материала. Только в этом случае движущийся позади тебя водитель сможет правильно оценить дистанцию до тебя. (Задний габаритный огонь дает информацию только о том, что ты движешься впереди, и не позволяет оценить расстояние). 19. Ты можешь помочь другим участникам движения понять твои намерения сигналами рукой, например: - при остановке помаши руками другим водителям, чтобы показать, что они могут тебя объехать; - если кто-то поджимает тебя сзади, обернись и левой рукой подай знак, как будто ты отталкиваешь его от себя, тыльной стороной ладони к себе; - правило хорошего тона - если уж тебя начали обгонять, не препятствуй этому; например, слегка притормозив, дай возможность тяжелому грузовику убраться на твою полосу перед тобой; - наклоном головы или движением левой рукой назад сигнализируй встречным мотоциклистам о засаде дорожного патруля. - при подаче сигналов руками хорошо иметь перчатки ярких цветов. 20. Перед остановкой выбери место парковки - глупо было бы упасть, поставив ногу для опоры на лужу масла, антифриза или бензина. 21. При остановке в пробке не прижимайся к впереди стоящим транспортным средствам, всегда имей в запасе пространство впереди себя для того, чтобы в случае необходимости выбраться из пробки. Контролируй ситуацию сзади по зеркалам, пока задние машины не остановятся полностью! 22. Без необходимости не езди в темноте по следующим причинам: - труднее заметить посторонние объекты на дороге; - труднее оценить состояние дороги и силу сцепления шин; - ночью больше насекомых, и разбиваясь о стекло шлема, они сильнее затрудняют обзор; - ночные животные (однажды я был свидетелем столкновения мотоциклиста с оленем - зрелище пренеприятное); - больше пьяных и т.п.; - если перегорит лампочка в фаре, это может стать серьезной проблемой. 23. При езде в холодную погоду здорово спасает термоэлектрический костюм. Он позволяет уберечься от гипотермии и силу нагрева можно плавно регулировать. 24. Ботинки должны быть ХОРОШИМИ. Никаких шнурков. Ботинки военного образца с молниями или шнурками, скрытыми за молнией - хороший выбор. 25. Хорошую практику, чувство своего аппарата и равновесия можно приобрести при езде от одного светофора до другого, стараясь ни разу не коснуться ногой асфальта, то есть подкатываться к красному светофору в тот момент, когда на нем загорается зеленый. (При этом помни, что в потоке всегда найдется желающий "сделать" тебя и со скрипом тормозов все же остановиться на красный свет, в то время как ты будешь подкатываться к нему) 26. Расход топлива сильно увеличивается при встречном ветре - пусть это тебя не удивит. Заправляйся вовремя. 27. Смотри только туда, куда ты хочешь ехать и где хочешь оказаться (основное правило мотоциклиста). Если ты чувствуешь, что падение неизбежно, все равно продолжай смотреть в ту зону дороги, в которой ты хотел бы оказаться. 28. Или занимай полосу полностью, или освободи ее. Не допускай появления вокруг тебя места, едва-едва достаточного для автомобиля - в этом случае при повороте он тебя все равно зацепит. Не позволяй водителю машины рядом с тобой решить, что он сможет влезть в это узкое место - или освободи его полностью для него, или займи полосу. 29. При езде с пассажиром делай акцент на комфорт езды в ущерб острым впечатлениям, при этом не забывай настроить подвеску и изменить давление в шинах. 30. Перед неизбежными ямами или кочками привстань на подножках. Практикуй езду на подножках - это улучшает навыки управления. 31. Настрой органы управления под себя. Особенно положение педали заднего тормоза. 32. На длинных перегонах полезно иметь круиз-контроль или стопор ручки газа. 33. Доверяй своим шинам, но для этого всегда относись к ним как к самым лучшим друзьям. 34. При повороте или развороте старайся двигаться в горку, чтобы при необходимости легче было сдавать назад. Проще ехать вперед в горку и сдавать назад с горы - планируй свои действия! 35. Маши рукой детям при каждой возможности. Они получают от этого положительные эмоции, и кто знает, может быть спустя несколько лет они вспомнят об этом, это воспоминание станет решающим, и они пополнят наши ряды. 36. Не пересекай двойную сплошную линию. Это приносит всем нам плохую репутацию. 37. Приближайся к линейным препятствиям (ж/д путям, высоким бордюрам) под прямым углом. Добавь газа, чтобы разгрузить переднюю вилку. Встань на подножки. 38. Повороты проходи только при постоянной тяге или небольшом ускорении. (Не перегружай переднее колесо торможением в повороте) 39. Регулярно очищай и полируй стекло шлема и обрабатывай специальными составами, которые способствуют удалению капель во время дождя. Мельчайший туман на внешней поверхности стекла также будет сворачиваться в капли и сдуваться ветром с обработанного таким образом стекла. 40. Не тормози в повороте. Тормози перед ним и ускоряйся в повороте. Таким образом нагрузка на шины выравнивается, что способствует увеличению сцепления шин с дорогой и более безопасному выходу из поворота. 41. Изучай различные дорожные покрытия и текстуру. Учись чувствовать состояние и сцепление шин, силу тормозов и обеспечиваемого ими замедления на разных покрытиях, умей объезжать препятствия. 42. Собаки особенно не любят мотоциклы. Ожидай их нападения. Переключись на низшую передачу, заранее сбрось скорость с тем, чтобы собака изменила тактику и направление своего перехвата в соответствии с твоей изменившейся скоростью, и затем резко ускорься, оставив собаку позади. Громко сказано, но это чем-то похоже на тактику пилота истребителя, "обманывающего" приближающуюся к нему ракету. Кстати, именно так можно избежать столкновения с собаками и спасти им жизнь - они продолжают бежать по обочине, а не выбегают на проезжую часть. 43. Перед парковкой убедись в том, что подножка находится на твердой поверхности. Асфальт в жаркие дни может быть слишком податливым для малой площади опоры подножки мотоцикла и провалиться на пару сантиметров или больше. Если нет других вариантов, подложи под опору сплющенную банку из-под кока-колы. 44. Регулярно проверяй состояние аккумулятора. На мотоциклах они не слишком мощны и сильно нагружены. 45. Двигатели с воздушным охлаждением склонны к значительному расходу масла, особенно при движении с большой скоростью или в особо жаркие дни. Проверяй уровень масла заранее и почаще и установи тенденции и темпы расхода. 46. Если ты обслуживаешь свой мотоцикл самостоятельно, будь аккуратен. Большинство ответственных болтов и винтов вкручиваются в резьбу деталей, выполненных из мягких алюминиевых сплавов. 47. Список дорожных покрытий по снижению коэффициента сцепления: Чистый сухой асфальт Чистый сухой свежий асфальт Чистый сухой бетон Свежеположенный ремонтный состав типа гудрона Влажный асфальт Присыпанный песком асфальт 2-5 см грязного кашеобразного снега Влажный бетон с продольными волнами Сухая дорожная разметка Сухой прессованный снег Сухой асфальт с брызгами масла Сухой бетон с брызгами масла Бетон, слегка присыпанный песком Асфальт, покрытый строительной глиной и грязью Сухой, полированный металл (ремонтные пластины на дороге, переездах) Влажный бетон - мелкозернистый, без продольных волн Сухие листья Влажные листья Влажная дорожная разметка Влажный и жирный (масляный) асфальт Влажный металл Влажный лед Гидропланирование (водяной клин) 48. В хорошем дождевом костюме чувствуешь себя человеком - легче сконцентрироваться на вождении, когда тебе тепло, сухо и относительно удобно. Как правило, лучше покупать специальную мотоциклетную дождевую одежду. Наиболее проблематично выбрать подходящие перчатки для вождения мотоцикла в дождь. 49. Любой более мощный, по сравнению со стандартным, звуковой сигнал может однажды спасти тебе жизнь. 50. Но всех новых шинах есть тонкая пленка специального состава, который облегчает выемку шины из пресс-формы после изготовления. Это значит, что все новые шины обладают намного более низким коэффициентом трения до тех пор, пока пленка состава не будет удалена естественным путем. В руководстве к мотоциклам BMW говорится, что это происходит на протяжении первых 300 миль, В принципе, пробег такой приработки шины можно немного сократить, если проехать по шершавому покрытию, но лучше не рисковать. 51. Летящие птицы a. Небольшие птицы типа воробьев или голубей - не меняй своего курса и пригни голову. Курс полета таких птиц невозможно предсказать и они в любом случае шустрее, чем ты, поэтому у нее больше шансов увернуться от тебя, чем у тебя - от нее. b. Крупные птицы типа орлов или соколов настолько тяжелы, что им трудно будет произвести маневр вовремя, поэтому если есть возможность, планируй свой курс вслед за ними, однако следи за тем, чтобы при этом не улететь с дороги. http://www.choppa.ru/forum/viewtopic.php?f=9&t=901



полная версия страницы